Сказка, для русского человека, не просто волшебная история, но и ещё кладезь мудрых советов.

Много сказок рассказывали, да многие позабыли уже.

Забывать начали люди, что сказка то, и не сказка вовсе, а поучения детям да память взрослым.

Сказка со смыслом, для воспитательного эффекта, имеет гораздо большее значение, чем просто слова в форме сказки, в которые превратились страшилки для самых маленьких слушателей.

Вот, вроде как известный персонаж -баба Яга.

Все знают же про неё, но и никто не помнит, кто это такая, и отчего у неё есть те вещи, которые сразу относят за милой старушкой.

Начнём, пожалуй.

Самое главное — бабуля — это живой покойник, который охраняет переход на ту сторону, с которой не возвращаются.

Картина Николая Рериха, «Изба смерти» не на пустом месте появилась:

Баба Яга-сказка или быль

Вот она, избушка на курьих ножках.

Не закапывали раньше покойников, а вот так размещали.

Вход был обращён от места проживания людей, и как раз к лесу.

В лесу их и ставили — искали место произрастания трёх ли четырёх деревьев, да и ставили избушку туда, ибо при похоронах в землю боялись осквернения животными.

Вот там и обитала бабушка.

Лежала, как говорится — «нос в потолок врос» — знакомая фраза?

Именно — врос, так как внутри покойницкой были полки, как в плацкарте, очень узкие, для увеличения объема для будущих соседей.

Нога же была у бабушки одна костяная, вторая — живая.

Бабушка была и мертвой и живой, и ноги для обоих миров.

Лежала, и как и любой покойник — не видела ничего, не слышала, кроме духа живого.

Так как не просто так избушка стояла, а на границе живого и мертвого миров.

Охраняла тот вход старушка.

Потому и вертится избушка по приказу её, выпуская то на мертвую то на живую сторону.

Многие прошли, но как известно, богатств на тот свет не взять, потому и оставалось нажитое да вокруг избы, а потому зачастую приписывают бабуле несметные сокровища.

Богата Россия и степями, не всё лесам быть, а потому и обычаи хоронить могли разнится — в степной части покойника, для избежания скверны помещали в ствол дерева, выдолбленный из сердцевины дерева.

Узнаёте ступу?

А пестом или метлой (помелом) следы заметала бабушка, потому мы их и сейчас увидеть не можем.

Да не просто летает бабушка — при полёте её стонет земля, воют ветры, дрожат да гнутся деревья.

Хорошо, что летать может только до реки — начало её владений.

Река же отделяет царство живых от мест, в которых баба Яга смотрит за проходом в царство мертвых.

Из дуба ступы делали.

И делали в традиции до Петра Первого, который запретил вырубать леса под страхом смерти.

Вот тогда то и появился гроб.

А летали покойники давно — тут ещё Николай Васильевич Гоголь не был оригинален — взял из народных поверий и про Вия и про покойников.

Хотя ступа с пестом всегда символизировали мужское и женское начало.

И толкли воду в ступе не случайно, по поверью жениху и невесте давали силу именно такие обряды, а водой молодоженов обливали той самой водой.

На Украине сохранились сведения по обряжению ступы с пестом в наряды жениха и невесте.

Вот и хранит Яга, держит начало мужское и женское, на две стороны стоит, как и ногами на два мира.

Двойственность в породе бабушки.

Как и в природе — бабуля всадников контролирует. В сказках встречаются.

И всадники те-ночь, заря или солнце и день.

И лопаты на крышу избы кидают — закрыть или отпереть дождь — и такое поверье было.

Вот такая она — страж и жрица. Отколь жрица?

Так смотрела бабушка за погребением, незримо, но порядок блюла.

Как там в сказке то?

Помыть добра молодца — дух живого смыть, помянуть- накормить, да спать уложить.

И детки были у Яги — три сына — великана, и 12 дочерей, но она никогда не знала супруга.

Однако испытывает она молодцев, принуждая, да заставляя носить её на себе.

Тяжело бабушку таскать, но есть альтернатива — или поцеловать её, или ещё что — бабушка может обернуться девицей прекрасной.

Не удержишься от соблазна облегчить испытание — останешься у бабушки навсегда.

Вот этот бы отрывок, многим современникам прочитать бы в детстве?!

А ворует она детей, которые чахнут, отдавая бабушке свои силы.

Так и богатыри приблудившиеся, да долго проходящие испытания — быстро чахнут, уже не возвращаясь из-за переправы в лес, на который изначально избушка смотрит.

Может, именно их черепа выставлены вдоль забора избы.

Именно череп с пламенем из глаз Аленушка унесла мачехе своей.

Не жег тот огонь, но светил.

Только он и светил, так как не стало света во всей деревне, после того, как мачеха выгнала Аленушку за светом к Яге.

Итог сказки — спалил огонь черепа всю семью мачехи.

Потому и старались не упоминать о Яге, рассказывая тихо да на ушко, говоря деткам, что это лишь сказка.

Не стоит о покойниках вслух при свете дня. Яга про Алёнушку услышала ведь?

Бабушка и филолог — знает языки растений и животных, которые служат ей, да за страх!

Да и обращает героев сказок зачастую в животных, показывая на единую природу живых и родство человека к лесу и его обитателям.

Вот такая бабуля — персонаж, собирающий в себе традиции и память, а не просто страшилка на ночь, на манер западных бугименов.

А традиция и сейчас хранит память о бабе Яге, и мало кто не знает про эту бабку, хотя почти никто и не помнит, почему.

Мы с вами привыкли с детства, что баба Яга-персонаж сказочный, но мы с вами забываем, что сказка, иногда, может оказаться не совсем вымыслом.

Не зря же, в конце сказок пишут-сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…

***